Военная литература







































Приветствую ВасГость | RSS





Главная Регистрация Вход
Меню

Новости


Статистика
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Нас сегодня посетили:
LazaroMoold, dominOr

Сущность и порядок движения по азимутам

Ориентирование на местности


Вопросы занятия:

1. Сущность и порядок движения по азимутам в пешем порядке на открытой местности днем.

Сущность движения по азимутам заключается в нахождении и выдерживании на местности заданных направлений и расстояний, точном выходе в назначенный пункт.
Данные, необходимые для движения по азимутам, подготавливаются по топографическим картам наиболее крупного масштаба.





Рис. 1 Подготовка данных для движения по азимутам

Подготовка данных для движения по азимутам включает:

  • изучение местности по топографической карте;
  • выбор маршрута движения и промежуточных ориентиров на его участках;
  • определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами;
  • оформление данных на карте или составление схемы маршрута движения.

На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах и измеряют дирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута. Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния при движении в пешем порядке - в пары шагов, при совершении марша на машинах - в показаниях спидометра. Данные для движения по азимутам оформляют на карте, а при ее отсутствии составляют схему маршрута с таблицей.
Движение по азимутам пешим порядком по заранее составленной схеме маршрута выполняется в следующей последовательности:
У исходного ориентира (№1) (рис. 1) с помощью компаса определяют азимут направления движения к ориентиру №2.В этом направлении выбирают какой-либо удаленный вспомогательный ориентир и начинают движение.


 

Дойдя до ориентира (№2), уточнив свое местоположение, вновь определяют по компасу направление движения до следующего ориентира (№3) и т.д.
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок определения направлении движения и измерения расстояния.
Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, то есть 100 м на каждый километр пройденного пути.
Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
В некоторых случаях, например, при движении по азимутам зимой на лыжах, расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточности измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали вспомогательные ориентиры.
Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

2. Обход препятствий. Нахождение обратного пути.

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия.
Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 2), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку Б) на противоположной стороне препятствия по направлению движения.
Одним из методов определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А.
После этого обходят препятствие по его границе. В точке Б по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.





Рис. 2. Обход препятствия если его противоположная сторона видна

Если противоположная сторона препятствия не видна (рис. 2), то при выходе в точку 1 изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (145°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (180 пш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.
На правой границе препятствия в точке 2 (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (65°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки 3).




Рис. 3. Обход препятствия способом параллелограмм

В точке 3 определяют направление движения, параллельное линии 1-2, т. е. обратный азимут направления 1-2 (325°).
Двигаясь по направлению линии 3-4, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии 1-2, т. е. 180 пары шагов.
В точке 4 определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (65°).
Затем к количеству пар шагов, измеренному до точки 1, прибавляют расстояние 1-2 (270 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.
В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути (возвращения в исходную точку), используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°.

Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.
Для возвращения из пункта № 5 в пункт № 1 (рис. 1) обратные азимуты будут следующие:


точки

Участок пути

Магнитный азимут, градусов

Расстояние, пары шагов

Обратный магнитный азимут

1

Перекресток – геодезический пункт

83

1266

88+180=268

2

Геодезический пункт-брод

73

1360

73+180=253

3

Брод - сарай

105

1499

105+180=285

4

Сарай - камень

67

980

67+180=247

3. Практическое выполнение движения по азимутам днем.

Вопрос отрабатывается практически на заранее подготовленном маршруте пешим порядком или на автомобиле. При подготовке маршрута и отработке практических действий используется материал вопроса № 1. при движении по азимутам для обхода препятствий используется материал вопроса « 2.

4. Особенности ориентирования на местности в условиях ограниченной видимости.

Ориентирование ночью
Ночью ориентироваться на местности сложнее, чем днем. Многие местные предметы становятся трудноразличимыми, расстояния до ориентиров кажутся большими, чем днем. Обзор местности ограничен.
Чтобы уверенно ориентироваться на марше ночью, необходима тщательная предварительная подготовка. Контрольные ориентиры по маршруту намечаются чаще (через 3–6 км). В качестве ориентиров выбирают местные предметы, проектирующиеся на фоне неба (например, постройки башенного типа, трубы заводов и фабрик, церкви, ретрансляторы), а также местные предметы, расположенные непосредственно по маршруту (мосты, путепроводы, перекрестки дорог, железнодорожные переезды и т. п.).
Весь маршрут делят на прямолинейные участки. На каждом таком участке определяют и записывают магнитный азимут его направления. На местности, где много ориентиров, магнитные азимуты определяют для участков, где ориентирование затруднено. Заранее проверяются чувствительность компаса и правильность показаний спидометра, для чего автомобиль проезжает ровный участок длиной 2–3 км. Компас считается годным к работе, если два отсчета, полученные при одном и том же его положении, отличаются друг от друга не более чем на 3°. Намеченный маршрут внимательно изучают и запоминают, для того чтобы по возможности реже обращаться к карте.
Действия в пути при выдерживании маршрута ночью аналогичны действиям в светлое время суток. Водитель заранее предупреждается о находящихся впереди ориентирах, поворотах и расстояниях до них. Карту в пути рекомендуется освещать карманным фонариком с синим светофильтром. Такое освещение не ослепляет, поэтому можно одновременно работать с картой и вести наблюдение за местностью.
Направление движения вне дороги выдерживается по компасу, а пройденное расстояние определяется по спидометру. Однако при этом сильно напрягается зрение, повышается утомляемость, ухудшается опознавание местных предметов по маршруту.
Ночью направление движения можно выдерживать и по небесным светилам. При ориентировании по Луне или созвездию следует помнить, что все они, за исключением Полярной звезды, перемещаются на небосклоне. Например, если положение Луны берется как общее направление марша, то через один час маршрут отклонится от намеченного на 15° вправо, так как Луна за один час смещается на 15° по ходу часовой стрелки.
Ориентирование в условиях ограниченной видимости
Под ограниченной видимостью принято понимать оптическую видимость окружающих объектов местности в тумане, дыму, при дожде, снегопаде, метели и сильной запыленности воздуха. Условия ограниченной видимости часто отождествляют с ночной темнотой, хотя между ними имеются специфические различия.
Ночью для ориентирования применяют приборы подсветки, ночной, видимости и радиосвязь. Однако маскирующие дымы, облака пыли, дождь, снег резко снижают возможности этих приборов. Перемещающиеся с большой скоростью различные частицы (пыль, песок, снег и т. п.) вызывают электризацию антенн, что создает крупные помехи в радиосвязи. В современном бою ограниченная видимость может возникнуть в любое время года и суток, особенно при применении противником ядерного оружия, когда возникают густые и значительные по размерам облака пыли, а при пожарах создаются обширные зоны задымления.
В предвидении возникновения ограниченной видимости маршрут готовится так же, как и для движения ночью, если марш совершается по дорогам с твердым покрытием. Марш вне дорог совершают по азимутам, заранее снятым с карты. Маршрут внимательно изучают и запоминают. В движении карту ориентируют по ходу движения и непрерывно графически (точками или поперечными черточками) фиксируют на маршруте свое местоположение.
Ориентирование в лесу
В лесу ориентирование затруднено ограниченностью обзора и малым количеством ориентиров. Маршруты проходят чаще всего по грунтовым дорогам и просекам. Обычно такие дороги мало наезжены, некоторые из них не показаны на карте, так как являются временными.
При подготовке карты целесообразно определить и выписать магнитные азимуты направлений каждого участка маршрута между контрольными ориентирами. При изучении маршрута следует уделять особое внимание рельефу и гидрографии. Движение по маршруту контролируется по пройденному расстоянию, считываемому со шкалы спидометра.
В лесу много местных признаков, по которым можно определить направления на стороны горизонта. Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы светлее) – на южной. При внимательном наблюдении можно быстро определить направление на север по деревьям, пням, на лесных полянах, перекрестках просек. Вспомогательными ориентирами для выдерживания общего направления в лесу служат днем Солнце, а ночью Луна или какое-нибудь созвездие.
Ориентирование в крупных населенных пунктах
В крупном населенном пункте ориентирование усложняется из-за ограниченности обзора. Маршруты намечают по основным проездам с минимальным числом поворотов, а повороты выбирают в местах, где имеются заметные ориентиры (мосты, путепроводы, промышленные предприятия, парки, высокие здания, церкви и т. п.). Маршрут в городе целесообразно прокладывать вдоль линейного ориентира (канала, по набережной реки). Перед въездом в город нужно точно определить свое местоположение, а при движении по населенному пункту графически фиксировать на карте продвижение по маршруту. При выезде из населенного пункта, если число дорог на местности и карте не совпадает, и возникли затруднения с определением нужной дороги, направление дальнейшего движения устанавливают компасом по магнитному азимуту дороги, определяемому по карте.
Ориентирование в районах разрушений
В районах разрушений ориентирование по карте резко усложняется из-за ее несоответствия местности. При выборе маршрута в предвидении возможных разрушений на местности условия ориентирования прогнозируются. Наиболее устойчивыми ориентирами являются основные формы рельефа, изображаемые на картах горизонталями (вершины, седловины, лощины, хребты). Эрозийные формы рельефа (промоины, обрывы, выемки и т. п.) легко разрушаются при ядерных взрывах и с трудом будут опознаваться при сличении карты с местностью. С рельефом местности связано положение рек, ручьев, озер. Русла рек свои очертания практически не изменяют, однако при разрушении гидротехнических сооружений происходит временное затопление больших участков местности. Устойчивыми ориентирами также являются автомобильные дороги с твердым покрытием и железные дороги, хотя их полотно и может быть разрушено.
Чтобы уверенно выдерживать заданное направление движения в районах массовых разрушений, пожаров, очень важно уметь бегло читать топографическую карту и обладать острой наблюдательностью, опознавая по остаткам разрушенных объектов свое местоположение на карте.
При въезде в зону разрушений следует измерить и записать магнитный азимут направления движения и отсчет по спидометру. На всех основных поворотах при движении в зоне эта операция повторяется. При необходимости по этим данным можно восстановить на карте свое местоположение.
Ориентирование зимой
Зимой в результате снежных заносов формы рельефа сглаживаются. Такие ориентиры, как овраги, лощины, промоины, балки, канавы, ямы, грунтовые дороги, ручьи, небольшие озера под глубоким снежным покровом, почти не просматриваются. Часто зимой прокладываются новые дороги (зимники), которые проходят по кратчайшим расстояниям и на картах не отображаются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование.
Маршруты зимой прокладывают обычно по наезженным дорогам или колонным путям. При движении без дорог на лыжах направление выдерживают по компасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, служат населенные пункты, железные и автомобильные дороги с твердым покрытием, опушки леса, отдельные рощи, мосты через широкие реки и другие площадные и линейные ориентиры.

5. Выполнение нормативов.

№ норм.

Наименование норматива

Условия (порядок) выполнения норматива

Категория обучаемых

Оценка по времени

«отл.»

«хор.»

«уд.»

1

Определение направления (азимута) на местности

Дан азимут направления (ориентир). Указать направление, соответствующее заданному азимуту на местности, или определить азимут на указанный ориентир.
Время на выполнение норматива отсчитывается от постановки задачи до доклада о направлении (значении азимута).
Выполнение норматива оценивается «неудовлетворительно», если ошибка в определении направления (азимута) превышает 3°
(0-50).

Военнослужащий

40 с

45 с

55 с

5

Подготовка данных для движения по азимутам

На карте М 1:50000 указаны два пункта на расстоянии не менее 4 км. Изучить по карте местность, наметить маршрут движения, выбрать не менее трех промежуточных ориентиров, определить дирекционные углы и расстояния между ними.
Оформить схему (таблицу) данных для движения по азимутам (дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния – в пары шагов).
Ошибки, снижающие оценку до
«неудовлетворительно»:

  • ошибка в определении дирекционного угла превышает 2°;
  • ошибка в измерении расстояния превышает 0,5 мм в масштабе карты;
  • не учтены или неправильно введены поправки на сближение меридианов и склонение магнитной стрелки.

Время на выполнение норматива отсчитывается от момента выдачи карты до представления схемы (таблицы).

Офицеры

8 мин

9 мин

11 мин

6

Движение по азимутам в пешем порядке:

На исходном пункте подразделению вручается схема (таблица) данных для движения по азимутам, на которой указаны исходный и конечный пункты (рубежи), 3-4 промежуточных ориентира, магнитные азимуты и расстояния между ними в метрах. Протяженность маршрута не менее 4 км. Местность среднепересеченная.
Перевести расстояния в пары шагов, соблюдая маскировку, совершить марш и выйти к конечному пункту (рубежу).
На сильнопересеченной местности время на выполнение норматива увеличивается в 1,3 раза.
Время отсчитывается от выдачи схемы (таблицы) до выхода подразделения на конечный пункт.

Отделение

 

 

 

днем

45 мин

50 мин

60 мин

ночью

55 мин

60 мин

70 мин



Бесфосфатная бытовая химия Европейских производителей, инструменты для уборки, средства личной гигиены — более 300 предложений более чем 60 мировых брендов в наличии и под заказ. График работы — 7 дней в неделю. Скидки от 5%. Подробнее: Бесфосфатная бытовая химия с Европы
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Новости

Важно!!!
Все конспекты можно скачать одним диском!!!

Гостям сайта
Уважаемые посетители нашего сайта!
Мы всегда будем рады любому пополнению существующего архива литературы. Добавляйте ваши материалы в Каталог файлов
Благодарим наиболее активных пользователей, поделившихся своими материалами:
13serg13, Dukus, vr777, Пехотинец, chiv25vdbr

Военная литература © 2009-2017 Связаться с Администрацией                   Гостевая книга Используются технологии uCoz

Техническая литература Авиация Автомобили Артиллерия Бронетехника Оружие Приборы Радиостанции Учебная литература Курсы НСД Руководства и наставления Учебники сержанта Уставы Справочники Учебники Авиация Военные дисциплины Гуманитарная подготовка Оружие Приборы Радиоапаратура РВиА, ПВО Теория Техника Флот Художественная литература СССР Германия Россия Оружие СССР Оружие Германии Флот Документальная литература Исторические литература Союзники Оружие Вторая Мировая Война Художественная литература Конспекты проведения занятий Военная топография Военная экология Военно-медицинская подготовка Гуманитарная подготовка Инженерная подготовка Медицинская подготовка. Тренажи Огневая подготовка Огневая подготовка. Тренажи Противопожарная подготовка Разведывательная подготовки РХБ защита РХБ защита. Тренажи Строевая подготовка Строевая подготовка. Тренажи Физическая подготовка Физическая подготовка. Тренажи Военная периодика Аэротехника Авиа Коллекция Авиа Мастер Авиапанормама Авиация и Время Авиация и космонавтика АвиО Армада БронеКоллекция Броня Боевые корабли Калашников Калибр М-Хобби Мир авиации Мировая авиация Морская коллекция Оружие Радиоконструктор Танкомастер Техника и вооружение Цейхгауз Плакаты ВМП КамАЗ МТЛБ Урал Вождение Инженерная подготовка Огневая Парк РХБЗ Связь Требования безовасности Физическая подготовка Энциклопедии Авиация Авто-бронетехника История Оружие Разное Словари Флот Конспекты ЗСУ Тактика Вогнева підготовка Водiння Зв'язок Екологія Iнженерна пiдготовка Технiчна пiдготовка Артилерійська підготовка Захист від ЗМУ Військова топографія Каталог файлов Инженерная подготовка Техническая подготовка Топография Экология Артиллерийская подготовка Строевая подготовка Меры безопасности Огневая подготовка Уставы вооруженных сил Украины Связь Гуманитарная подготовка Вождение Международное гуманитарное право Защита от оружия массового поражения Тактическая подготовка Медицинская подготовка Метеорология Физическая подготовка Воздушно-десантная подготовка Повседневная деятельность Эксплуатация вооружения и военной техники Разведывательная подготовка ТТХ основных видов вооружения ТТХ-Авиация Многоцелевые вертолёты Вертолёты огневой поддержки Вертолёты специального назначения Вертолёты транспортно-десантные Бомбардировщики Истребители ТТХ-Бронетехника Боевые машины пехоты Боевые разведывательные машины Бронетранспортеры Танки ТТХ-Автомобили Урал-375 Урал-4320 Урал-43202 Урал-4420 КамАЗ-4310 КамАЗ-5320 МАЗ-537 МАЗ-543 КрАЗ-255Б КрАЗ-260 МАЗ-543М Х-Соната УАЗ-3151 ГАЗ-3110 ГАЗ-66-02 ЗІЛ-130 ЗІЛ-131