Военная литература







































Приветствую ВасГость | RSS





Главная Регистрация Вход
Меню

Новости


Статистика
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Нас сегодня посетили:
LazaroMoold, dominOr

Требования к ведению рабочей карты. Подготовка карты к работе.

Составление служебных графических документов


Вопросы занятия:

1. Понятие о служебных графических документах, их назначение и содержание.

Служебными (боевыми) графическими документами называют документы, отработанные графически на карте или схеме.
По назначению они подразделяются на документы по управлению войсками, отчетно-информационные и справочные.
Основные требования к боевым графическим документам: достоверность, точность, наглядность, своевременность разработки, краткость и ясность.
Наглядность достигается нанесением на документ лишь тех данных, которые требуются поставленной задачей, применением общепринятых топографических и тактических условных знаков, правильным и четким вычерчиванием, а также выбором масштаба топографической основы и размеров условных знаков и подписей,
В зависимости от используемой топографической основы различают карты, схемы и карточки.
Рабочая карта - один из важнейших боевых графических документов, с помощью которого командиры выполняют свои обязанности по планированию боевых действий и, управлению войсками в ходе боевых действий.
К этой же группе боевых графических документов относятся также карты обстановки и разведывательные карты, которые выполняются на обычных топографических и бланковых картах путем нанесения, или впечатывания данных о противнике и местности. Бланковыми картами называют копии обычных топографических карт, издаваемых в том же или увеличенном масштабе, чаще в одну, а иногда в две-три краски бледного тона. Их используют в штабах как бланки для нанесения или впечатывания необходимых данных обстановки.
К схемам относят графические документы, топографической основой которых является изображение местности, составленное обычно по карте или аэроснимкам. Схемы составляют, как правило, на кальке (восковке). С карты переносят на схему только те топографическиеобъекты, которые необходимы для конкретной тактической обстановки. В случае необходимости такие схемы уточняют или дополняют непосредственно на местности.
Схему обычно ориентируют так же, как и карту (север – снизу, юг - сверху). Если же ориентировка схемы по сравнению с картой изменена, то в свободной части чертежа помещают стрелку север-юг. В этом случае все надписи наносят параллельно нижней стороне схемы. Для привязки графического документа к карте на углах схемы делают перекрестия километровых линий с обозначением подписей километров. Наверху, подписывают номенклатуру листа карты, по которой составлялась схема, а внизу помещают масштаб.
Карачки - это простейшие чертежи небольших участков местности, выполненные в поле с одной или двух точек стояния без точного соблюдения масштаба. Расстояния на чертеже откладывают на глаз, добиваясь правильного взаимного расположения объектов местности.
Содержание и степень подробности карточек, как и других боевых графических документов, определяются их назначением. На одних карточках детально показывают разведывательные данные о противнике (карточка-донесение), на других - различные типографические элементы местности например, карточка проходов через завалы, карточка брода и др.). Некоторые из карточек иногда называют схемами, например. «Схема ориентиров».

2. Требования к ведению рабочей карты. Подготовка карты к работе.

В современных условиях, организуя боевые действия подразделений и руководя ими в ходе боя, командир не может ограничиться работой на местности без применения карты.
Карта с оперативной (боевой) обстановкой, используемая командиром (начальником) в процессе управления войсками (силами), называется его рабочей картой.
Рабочая карта представляет собой один из основных боевых документов, а очень часто и единственный боевой документ, с помощью которого командиры осуществляют управление войсками в бою.
Каждый командир должен работать всегда на подготовленной карте, что дает возможность решать задачи с помощью рабочей карты снаименьшей затратой времени.
Правильно подготовленная рабочая карта намного облегчает пользование ею в боевой обстановке и, главное, сокращает время для решения задач по руководству подразделениями. К этому необходимо добавить, что подготовленной картой можно пользоваться более продолжительное время, чем неподготовленной.
Подготовка карты слагается из выбора, оценки, оклеивания, складывания и подъема карты.
Выбор карты. В качестве рабочей карты командира могут использоваться карты масштаба 1:25000, 1:50000 и 1:100000. Выбор масштаба карты зависит от предстоящих боевых действий, характера и содержания боевых задач, возлагаемых на то или иное подразделение. Поэтому прежде чем выбрать масштаб рабочей карты, командир должен изучить и уценить район предстоящих боевых действий своего подразделения.
Наиболее подробной и точной картой является топографическая карта масштаба 1:25000. Поэтому ее целесообразно применять для детальных расчетов. Чаще всего такая карта используется как рабочая карта командиров взводов, рот, батарей при прорыве обороны противника, при воздушном десантировании и форсировании водных преград, а также при действиях в крупных населенных пунктах.
Карта масштаба 1:50000 обеспечивает решение тех же задач, чти и карта масштаба 1:25000, но с меньшей точностью. Точность карты масштаба 1:50000 (30-50 м наl местности), позволяет ее широко использовать в качестве рабочей карты командиров батальонов (дивизионов).
Карта масштаба 1:100000 широко используется как рабочая карта в подвижных формах боя: при совершении маршей, при перегруппировках, во встречном бою, при разведке маршрутов для боевой работы, На этой карте имеются те же топографические сведения, что и на карте масштаба 1:25000 или 1:50000, но с меньшей подробностью. Допускаемая ошибка при измерении расстояния, составляет 35-50 м, однако эта ошибка не препятствует использованию этой карты в качестве рабочей картыкомандирами подразделений (частей).




Читайте также - как скачать бесплатно книги из свободных источников в Интернете?


3. Ознакомление с картой (оценка карты), уяснение масштаба, высоты сечения, года съемки и рекогносцировки, года издания, поправки направления, оцифровки координатной сетки.

Оценка карты (ознакомление с картой), Выбрав необходимый для рабочей карты масштаб, командир приступает к всесторонней оценке выбранной карты. Оценка карты заключается в изучении каждого листа карты. При этом уточнятся масштаб и год съемки или рекогносцировки, год издания, система координатной сетки и поправка направления. Кроме того, изучаются чисто топографические характеристики листов карты: высота сечения, предельная крутизна оката, заложение и поправка направления.
Изучение выбранного масштаба карты имеет целью выработать у командира определенное чувство масштабности, которое необходимо в практической работе при нанесении обстановки на карту, так как боевая, обстановка, наносимая с помощью условных знаков на карту, должна соответствовать действительному расположении войск на местности. Изучая масштаб карты, командир мысленно откладывает отрезки величиной 0,5, 1, 2 см и т.д. Это помогает быстро и точно наносить на карту положение различных тактических элементов. Сказанное совсем не означает, что при нанесении того или иного тактического знака нужно до миллиметра измерять его величину, такие элементы наносятся на карту внемасштабными условными знаками.
Уяснив год съемки и год издания, командир определяет свое отношение к точности и полноте нанесенной на нее топографической основы. Карта более поздней съемки новейшего издания точнее и вернее представляет местность, на которой предстоит действовать подразделению. Однако часто приходится пользоваться картой относительно старого издания. В этом случае необходимо обращать внимание на данные, свидетельствующие о времени рекогносцировки (изменения)карты. Это означает, что карта в значительной степени дополнена более новыми данными по сравнению с теми, какие имелись в год ее издания.
Масштаб и год издания карты необходимо уяснить и для записи на всех документах, разрабатываемых с помощью рабочей карты (донесениях, распоряжениях, приказах).
Оценка чисто топографических характеристик карты (сетки координат, высот сечения, крутизны скатов, заложения, поправки направления) необходима командиру для правильного движения подразделений по местности, целеуказания, ориентирования, решения огневых задач, определения условий наблюдения, проходимости местности в целях осуществления маневра силами и средствами в бою.

4. Склеивание и складывание карты.

Склеивание карты. Очень часто районы, боевых действий подразделений будут выходить за пределы одного листа карты. В этих случаях рабочая карта командира может состоять из нескольких листов. Для удобства пользования выбранными листами карт производится предварительное их склеивание, т.е. нужные листы подклеиваются друг к другу. Очень важно правильно расположить и склеивать выбранные листы. Нужно помнить, что если рабочая карта будет склеена из большого числа листов, то рекомендуется перед склеиванием составить схему расположения листов.
Прежде чем приступить к склеиванию, нужно выполнить определенную подготовительную работу. Вначале необходимо правильно срезать края листа карты, но вместе с краями карты не должна срезаться часть самой карты. Для срезки краев карты следует пользоваться острим ножом или лезвием бритвы. Практика показывает, что при пользовании ножницам на срезку краев уходит больше времени и края получаются неровными.
Срезать края листа карты следует в определенном порядке, который обусловливается удобством работы на ней, а также самим процессом склеивания. Срезать края карты следует: в первом ряду склейки - восточные (кроме листов крайней правой колонны) и южные края (за исключенном нижнего ряда) (ряс. 1, а).





Рис. 1. Подготовка карты к склеиванию:
а – обрезание карты; б – склеивание листов в колонны; в – порядок склеивания

Вначале склеивают листы по колоннам или рядам в том направлении, где полоса получится короче, затем склеивают между собой ряды или колонны. Склейку листов в колоннах начинают снизу, а в рядах - справа. При склеивании карты кладут обрезанный лист оборотной стороной на смежный необрезанный лист и, сблизив их по линии склейки, наносят кистью на полосу склейки тонкий равномерный слой клея.
Иногда из-за деформации бумаги один лист (в пределах рамки) бывает несколько длиннее или короче другого. Для выравнивания рамок следует смазать короткий лист, так как смазанный влажный лист можно несколько растянуть и подогнать к смежному листу. Затем перевертывают верхний лист и совмещают рамки листов, километровые линии и соответствующие контуры. Место склейки протирают сухой тряпкой, делая движение поперек линии склейки в сторону обреза.
при склеивании длинных полос (рядов или колонн) рекомендуется полосу с обрезанным краем свернуть в рулон, нанести на ее край слой клея, затем, разматывая постепенно рулон, совмещать и проглаживать склеиваемые полосы.
Складывание карты. Ничто не оказывается так отрицательно на пользование рабочей картой в боевой обстановке, как небрежное ее складывание.
Правильное складывание рабочей карты обеспечивает:

  • - удобное размещение карты в планшете, полевой сумке;
  • - пользование картой без полного ее развертывания;
  • Быстрое нахождение на карте требуемого района;
  • сохранение карты от преждевременного износа.



Рис. 2. Порядок складывания карты

Форма сложенной рабочей карты может быть различной (рис. 2). Это зависит от масштаба карты, а также от того, в каких условиях она будет использована. Для занятий, проводимых в классе, сложенная рабочая карта должна соответствовать размерам и форме классного стола. Во время работы на местности, целесообразно, чтобы рабочая карта была сложена в соответствии с формой и размерами планшета или полевой сумки.
Рабочая карта при нахождении в бронетранспортере, танке, автомашине, оборудованных в качестве подвижных пунктов управления командиров подразделений, должна, быть сложена по форме и размерам специально оборудованного рабочего места.
На форму складывания рабочей карты влияет также характер выполнения предстоящей задачи. Так, например, если предстоит совершить марш, форма сложенной карты будет отличаться от формы карты, на которой показан район охраны и обороны.
Рабочую карту не следует складывать по линии склейки, так как сразу же произойдет разрыв карты в местах склейки. Плотное складывание карты обеспечивает лучшие условия для работы на ней.

Читайте также - гду скачать бесплатно книги для учетилей и учеников

Правильно сложенная карта обеспечивает длительную ее сохранность и пригодность для работы в любых условиях обстановки и является одним из показателей хорошей полевой выучки командира.

5. Основные правила ведения рабочей карты. Подъем карты. Условные знаки и сокращения, применяемые при ведении рабочей карты и составлении других графических документов.

Подъем карты. Важнейшим этапом подготовки карты к работе является ее подъем.
Это означает, что прежде чем использовать карту для работы, необходимо выполнить некоторые технические операции, имеющие целью облегчить чтение карты.
Процесс подъема карты заключается в работе командира, направленной на то, чтобы более наглядно изобразить на ней те элементы местности или местные предметы, которые по характеру предстоящих действий войск необходимо выделить из остальных, или дополнить карту новыми данными, необходимыми для оценки обстановки и принятия решения.
В зависимости от характера выполняемой боевой задачи при подъеме карты могут выделяться не только разные объекты и элементы местности, но и различные свойства одних и тех же объектов или элементов местности.
Карта поднимается цветными карандашами с применением условных сокращений, обозначений и тактических знаков.
Карандаши зеленого цвета применяются для подъема древесной и кустарниковой растительности, синего цвета - для подъема гидрографии и болот, светло-коричневого - для рельефа, темно-коричневого - для дорожной сети (кроме железных дорог) и черного цвета - для остальных объектов и надписей.
Населенные пункты, железные дороги поднимаются увеличением их условного знака. Надписи названий населенных пунктов подчеркиваются или увеличиваются карандашом черного цвета. Если необходимо поднять мелкий населенный пункт, то он обводится по внешнему контуру карандашом черного цвета, включая сады и огороды.
Если командира интересует в самом населенном пункте какой-либо местный предмет, имеющий особое значение для выполнения боевой задачи, а сам населенный пункт не так важен, следует карандашом черного цвета выделить только этот объект. При подъеме населенных пунктов нельзя увлекаться, иначе вместо выделения можно затемнить главное и вообще всю карту.
Леса поднимаются карандашом зеленого цвета. Так как часть их конфигураций может служить ориентиром, границы лесов обводятся жирной линией, а площадь внутри заштриховывается слабым нажатием карандаша. При этом штрихи рекомендуется проводить как можно ближе один к другому, добиваясь получения ровного зеленого фона.
Для того чтобы выделить вырубки, просеки, поляны при подъеме леса их не заштриховывают.
Реки, ручьи и каналы, изображенные на карте двумя линиями, поднимаются путем легкой тушевки карандашом синего цвета полоски между линиями, обозначающими русло. Реки и ручьи, изображенные одной линией, оттеняются синим карандашом путем утолщения условного знака реки. Озера и пруды оттеняются между контурными линиями. Однако этим подъем реки не заканчивается. Кроме самой реки на ней поднимаются мосты, броды и гидротехнические сооружения, имеющие важное значение длявыполнения предстоящей боевой задачи. Поднимая место брода, возле его условного знака на карте черным карандаши указывают глубину и состояние грунта дна реки в виде дроби. Числитель дроби обозначает глубину в метрах, а знаменатель - характер грунта (буква), например , где 0,5 – глубина брода в метрах, П - песок.
Болота покрывают вторичной штриховкой параллельно южной (северной) стороне рамки карты.
Дороги, нанесенные яркими красками, обычно не поднимаются.
Для подготовки к работе вполне достаточно поднять на них мосты, туннели и другие сооружения. Если же необходимо показать маршрут движения подразделения, то нужно рядом о условным знаком дороги, но не на самом знаке провести пунктирную линия темно-коричневым карандашом. Мосты, гати, переправы поднимаются путем увеличения основного условного знака карандашом черного цвета. Возле условного знака моста или переправы надписывают их длину, ширину и грузоподъемность, например, , где 50 - длина, м; 6 - ширина, м; 15 - грузоподъемность, т.
Объекты, которые могут быть использованы в качестве ориентиров, изображенные внемасштабными условными знаками, обводят кружками черного цвета или подчеркивают.
Иногда командиру потребуется выделить на карте рельеф какого-либо участка местности. Чаще всего такая необходимость возникает при организаций наблюдения за противником, системы огня, принятии мер по защите от оружия массового поражения, по маскировке и др. Рельеф обычно поднимают, оттеняя светло-коричневым карандашом одну или несколько горизонталей, где их форма выражена наиболее четко. Вершины командных высот заштриховывают и подчеркивают их отметки. Особое внимание уделяется подъему на карте изображения тех элементов местности, которые могут служить укрытием для защиты от воздействия ядерного оружия.
Для завершения подготовки рабочей карты необходимо подписать ее и вынести координаты сетки на ту часть карты, которая покрывает район предстоящих боевых действий, с таким расчетом, чтобы можно было, не развертывая всю склейку карты, пользоваться ею при ориентировании.

Условные знаки и сокращенные обозначения.
Нанесенная на рабочую карту обстановка есть не что иное, как совокупность условных знаков, сокращенных обозначений и надписей.
Условные знаки и отображаемая с их помощью обстановка (рис. 3) играют большую роль в управлении войсками, так как они служат средством отображения объективной действительности, т.е. боевой обстановки. С их помощью показываются положение подразделений (его площадные размеры), характер действий, количество сил и средств, цель действий и способы ее достижения.




Рис. 3. Пример рабочей карты


Поэтому при работе на карте нужно всегда помнить, что за каждым условным знаком скрывается человек и боевая техника своих войск, а также противника.
Условные тактические знаки - это своеобразный язык армии, узаконенный боевыми уставами и наставлениями. Поэтому необходимо строго соблюдать четкость их нанесения, однозначность понимания. Установленная система тактических условных знаков находится в постоянном развитии и изменении. Это явление - закономерное, оно связано с общим развитием боевой техники и способов ведения боевых действий подразделений и частей всех видов Вооруженных Сил. Символы тактических условных знаков должны быть наглядными, простыми, не допускать различного толкования их содержания и обеспечивать возможность пользования техническими средствами для убыстрения нанесения обстановки на рабочую карту.
Линейные замкнутые и полузамкнутые условные знаки (положение войск, границы позиций ложных районов, рубежи различного назначения и т.п.) наносятся на карту с соблюдением масштаба. Поэтому их часто называют масштабными условными знаками.
Фигурные условные знаки, имеющие правильную геометрическую форму (одиночные танки), а также некоторые комбинированные условные знаки, состоящие из линий и фигур (командные пункты, средства связи, пусковые установки, некоторые инженерные средства и сооружения и т.д.), представляющие собой точечные цели, являются внемасштабными, т.е. наносятся на карту без соблюдения масштаба.
Точечные цели, обозначаемые на карте внемасштабными условными знаками, наносятся на карту таким образом, чтобы центр условного знака находился в точке расположения объекта на местности. Координаты этого объекта при ориентировании по карте или целеуказании по карте должны даваться, по центру знака.
Командный пункт, наносится на карту таким образом, чтобы вертикальная прямая линия, являющаяся продолжением одной из сторон геометрической фигуры, своим нижним концом упиралась в точку местности, где размешен КП.
Следует не забывать, что при наступлении или движении в западном направлении (или при обороне фронтом, на запад) фигура знака КП будет расположена вправо от вертикальной линии, указывающей место его расположения, и наоборот.
Не менее важное значение для успешного овладения искусством ведения рабочей карты имеет точное соблюдение принятых условных сокращений, обозначений и надписей. Они применяются для ускорения нанесения обстановки на карту и разработки боевых документов. Важно только знать эти сокращения и правильно их применять, так как в некоторых случаях неправильно написанная буква в таком сочетании в корне меняет смысл и может ввести в заблуждение, например, в наставлениях предусматриваются сокращения ТР - тактическая ракета, тр - танковая рота.
В тех случаях, когда применяются не предусмотренные уставами и наставлениями сокращенные обозначения, их значение должно быть пояснено на полях карты или в легенде к ней. При этом следует помнить и учитывать, что принцип сокращенного обозначения, как правило, состоит в том, что из полного наименования подразделений, частей, техники, способов их применения в бою берутся только начальные буквы или слоги каждого слова, подлежащие сокращению.

6. Практическое составление служебных графических документов. Содержание графической части плана специальной оперативно-боевой операции и решения на проведение оперативно-боевых действий. Нанесение условных тактических знаков, элементов боевого порядка с соблюдением масштаба на план, схему, карту. Основы ведения графической части оперативно-боевых документов в ходе подготовки, проведения и при завершении спецопераций, оперативно-боевых документов.

Вопрос отрабатывается практически на листах топографических карт. Перед отработкой вопроса обучаемые изучают содержание вопросов 1-5 и вводятся в тактическую обстановку.

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Новости

Важно!!!
Все конспекты можно скачать одним диском!!!

Гостям сайта
Уважаемые посетители нашего сайта!
Мы всегда будем рады любому пополнению существующего архива литературы. Добавляйте ваши материалы в Каталог файлов
Благодарим наиболее активных пользователей, поделившихся своими материалами:
13serg13, Dukus, vr777, Пехотинец, chiv25vdbr

Военная литература © 2009-2017 Связаться с Администрацией                   Гостевая книга Используются технологии uCoz

Техническая литература Авиация Автомобили Артиллерия Бронетехника Оружие Приборы Радиостанции Учебная литература Курсы НСД Руководства и наставления Учебники сержанта Уставы Справочники Учебники Авиация Военные дисциплины Гуманитарная подготовка Оружие Приборы Радиоапаратура РВиА, ПВО Теория Техника Флот Художественная литература СССР Германия Россия Оружие СССР Оружие Германии Флот Документальная литература Исторические литература Союзники Оружие Вторая Мировая Война Художественная литература Конспекты проведения занятий Военная топография Военная экология Военно-медицинская подготовка Гуманитарная подготовка Инженерная подготовка Медицинская подготовка. Тренажи Огневая подготовка Огневая подготовка. Тренажи Противопожарная подготовка Разведывательная подготовки РХБ защита РХБ защита. Тренажи Строевая подготовка Строевая подготовка. Тренажи Физическая подготовка Физическая подготовка. Тренажи Военная периодика Аэротехника Авиа Коллекция Авиа Мастер Авиапанормама Авиация и Время Авиация и космонавтика АвиО Армада БронеКоллекция Броня Боевые корабли Калашников Калибр М-Хобби Мир авиации Мировая авиация Морская коллекция Оружие Радиоконструктор Танкомастер Техника и вооружение Цейхгауз Плакаты ВМП КамАЗ МТЛБ Урал Вождение Инженерная подготовка Огневая Парк РХБЗ Связь Требования безовасности Физическая подготовка Энциклопедии Авиация Авто-бронетехника История Оружие Разное Словари Флот Конспекты ЗСУ Тактика Вогнева підготовка Водiння Зв'язок Екологія Iнженерна пiдготовка Технiчна пiдготовка Артилерійська підготовка Захист від ЗМУ Військова топографія Каталог файлов Инженерная подготовка Техническая подготовка Топография Экология Артиллерийская подготовка Строевая подготовка Меры безопасности Огневая подготовка Уставы вооруженных сил Украины Связь Гуманитарная подготовка Вождение Международное гуманитарное право Защита от оружия массового поражения Тактическая подготовка Медицинская подготовка Метеорология Физическая подготовка Воздушно-десантная подготовка Повседневная деятельность Эксплуатация вооружения и военной техники Разведывательная подготовка ТТХ основных видов вооружения ТТХ-Авиация Многоцелевые вертолёты Вертолёты огневой поддержки Вертолёты специального назначения Вертолёты транспортно-десантные Бомбардировщики Истребители ТТХ-Бронетехника Боевые машины пехоты Боевые разведывательные машины Бронетранспортеры Танки ТТХ-Автомобили Урал-375 Урал-4320 Урал-43202 Урал-4420 КамАЗ-4310 КамАЗ-5320 МАЗ-537 МАЗ-543 КрАЗ-255Б КрАЗ-260 МАЗ-543М Х-Соната УАЗ-3151 ГАЗ-3110 ГАЗ-66-02 ЗІЛ-130 ЗІЛ-131